Стратегия и тактика весенней охоты на гуся

ОХОТА С ПРОФИЛЯМИ Привычка не стоять на месте, а искать новые пути и решения играет в моей жизни большую роль. На одной из первых выставок «Охота и рыболовство на Руси» купил себе набор хороших гусиных профилей из 12 штук, а несколько позже дорогой импортный манок с четким голосом белолобого гуся. Было это лет 13 назад. Многие из вас наверняка спросят, почему именно белолобый. Из всех гусей, мигрирующих через наши края, наибольший процент составляют белолобые, следом идут гуменники. Главное же состоит в том, что в повадках и тех и других очень много общего, и они часто даже летят вместе, а также вместе кормятся. Манком с голосом белолобого не составит труда завернуть на себя стайку гуменников. Это многократно проверено!

Очень важно правильно расставить профиля. Я всегда ставил их не далее 10–12 метров от шалаша, можно и ближе. Порядок размещения должен копировать реальную стайку гусей. Расстояние между профилями 3–5 метров. Зная, где ночуют гуси, с какой стороны они полетят на кормежку, профиля я всегда ставил между шалашом и местом их ночевки. Главное, чтобы бока профилей были направлены к тому месту, откуда полетят гуси. Так птицам их будет проще заметить. Носы профилей должны быть направлены в одну сторону, но не четко по одной линии, а с отклонением относительно друг друга до 30 градусов. Если дует ветер, профиля ставьте носами на него. И вовсе не потому, что гуси, кормясь, якобы двигаются только на ветер – это очередная ерунда. На ветер гуси взлетают и садятся, кормиться они могут как угодно! Стоящие боком к ветру профиля под порывами ветра станут раскачиваться, давать блики и тем самым только отпугивать гусей. В комплекте три сторожевика, одного ставьте в хвосте стаи, второго сбоку, между шалашом и стаей, и третьего – поблизости от шалаша. В хвосте стаи – отдыхающие. Впереди размещаются пасущиеся. Место манных профилей в авангарде. Впрочем, манных можно не ставить вообще. Мною замечено: если погода пасмурная – профиля работают хорошо. Если утро солнечное – они очень часто дают блики и этим только отпугивают гусей. Помойте профиля, если они пыльные и грязные, и обязательно насухо вытрите – это уменьшает опасность бликов.

Всем, кто еще не купил голографические профиля, мой совет: не тратьте ваши денежки! Пройдено! Преимущество перед обычными профилями они имеют, но не у диких гусей, а у неопытных охотников, падких на рекламу. При попадании на них даже мельчайших капелек влаги (роса, туман, маленькая тучка, брызнувшая дождиком) бликуют и те и другие. Главный недостаток всех плоских профилей состоит в том, что привлекают они гусей до той поры, пока гуси не поровнялись с ними. Как только это случилось, гуси, по причине плоскости профилей, теряют их из виду. Привлекающий фактор в мгновенье ока превращается в фактор отпугивающий. Стая моментально взмывает вверх. Даже при виртуозном владении манком стая с набором высоты делает один круг над этим местом и улетает, не оставив адреса. О том, чтобы подсадить стаю, используя только плоские профиля, не стоит даже и мечтать. Их возможность ограничивается лишь одним заходом на них гусиной стаи.

Далее вполне логичным, на первый взгляд, было бы посоветовать вам накупить как можно большее количество объемных профилей, ведь бытует мнение, что чем больше профилей расставить на поле, тем удачней охота. Это очередной миф!

В своей предыдущей статье «Тетеревиный ток. Стратегия и тактика охоты» («Охотничий двор» № 3,4 за 2010) я уже рекомендовал молодым охотникам тренировать наблюдательность и развивать логическое мышление. Определитесь для себя, стоит ли тащиться за хвостом старого коня, который борозды не портит? Догмы, конечно, в чем-то хороши, но не лучше ли попытаться найти молодое, новое, а главное, более удачное решение. Ведь только полный глупец станет считать наш мир совершенным. А стало быть, просторы для фундаментально новых решений безграничны. И на то новое, что я вам сейчас предложу, вполне возможно уже завтра кто-то поставит жирный крест и предложит более совершенное и продуктивное. От чистого сердца только порадуюсь за это молодое дарование, и дай Бог ему не остановиться на достигнутом результате.

Сидя как-то в шалаше возле 12 профилей, я рассудил логически: профилей возле меня 12, а я, применяя манок, издаю только один голос. В природе такого нет! Много раз я наблюдал, как на приветствие подлетевшей стаи отвечают почти все гуси из сидящей. В связи с этим у меня возник вопрос: а так ли нужны все 12 профилей? И дальше стал поступать иначе: как только я сбивал первого гуся, сразу же убирал все профиля. Из свежего трофея делал подсадного, подставив ему под голову рогатый прутик, тем самым придав форму сторожевого гуся. Этим я отсекал сразу две солидные неприятности; полностью избавился от бликов и от плоской формы, отпугивающей подлетевших гусей. Птицы стали не только подлетать, но и садиться. Но на этом я не остановился. Чтобы заполучить первый трофей, все равно нужно было тащить с собой и расставлять кучу профилей. Это меня не устраивало. Хотел уже заказать себе чучело гуся, как в продаже появились и очень хорошо себя зарекомендовали полнокорпусные профиля итальянской фирмы СПОРТ ПЛАСТ. Нигде не хотели мне продавать одного гуся, предлагая купить как минимум трех. Но в одном магазине, в обмен на мой секрет, его директор все же продал мне одного сторожевого белолобого. Прошедших четыре весны я охотился на гуся таким образом: в 3–5 метрах от шалаша ставил корпус и на этом успокаивался. Увидев или услышав гусей, начинал манить манком, подражая голосу одиночки. Главное, не пожалейте денег и купите хороший манок. Почти всегда стая тут же поворачивала прямо на меня. Почему почти? Попытаюсь объяснить, впрочем, это уже не объяснение, а очередная выведенная мной аксиома: «Если гуси летят высоко и четким клином – манить бесполезно!» Это проходной гусь. Каким бы виртуозом подражания вы ни были, каким бы манком ни манили – результат будет нулевым. За минувшие четыре весны я убедился, что одиночный корпус в сочетании с хорошим манком работает по стае точно с таким же эффектом, как и 12 штук. Но по одиночно летящему гусю он работает значительно лучше! Много раз молодые белолобые (без крапа не груди) с ходу, не делая ни одного круга, садились в 10–12 метрах от шалаша. Видимо, желание заполучить партнера возобладало над чувством осторожности. Взрослые особи, сделав 1–2 круга, тоже неоднократно садились. Охота на гуся весной 2009 года у меня началась с того, что в первое же утро, заслышав манок, к корпусу, не делая ни одного круга, спланировал взрослый гуменник. Он приземлился в 7–10 метрах и с удивлением стал пристально рассматривать своего пластикового лжебрата. Он и стал первым трофеем.

Несмотря на то что у гусей основной лет на кормежку начинается после 8 часов утра, в шалаш лучше приходить перед рассветом. Здесь я нисколько себе не противоречу. Не стоит забывать про «лихие головы», желающие без особого труда выловить ту самую пресловутую рыбку. Я имею в виду все тех же «бродячих охотников», о которых говорил вам в предыдущей статье. Что на тетеревином току, что на гусиной охоте – эти везде сумеют нагадить! Нет, чужой шалаш они не займут, такого еще не было. К рассвету они прутся на место ночевки гусей, на торфяники ради одного – двух безрезультатных дуплетов, делая ставку на вечное «авось». Потревоженные гуси полетят на кормовые поля, где и нужно быть готовым их встретить. Если такое случилось, гуси пойдут без предварительной разведки. Косяки с голосом потянутся к полям. Не нужно спешить стрелять. Первым стаям лучше дать сесть. После чего можно отвести душу по полной программе. Если хотите, чтобы удовольствие было максимальным, не выбегайте из шалаша за трофеями. Если случится подранок – добивайте, по возможности, вторым выстрелом, и пусть он лежит на поле до конца охоты.

При нормальном развитии событий сидите в шалаше не выходя и не высовываясь. Перед вылетом на кормежку гуси всегда посылают разведку. Разведчики – от 2 до 4 гусей, молча, чаще всего без голоса, делают один круг над кормовыми полями и возвращаются к месту ночевки. Ни в коем случае нельзя дать им себя обнаружить. Если такое случится, основная масса гусей уйдет на другие поля. Стрелять по ним тоже нельзя, хотя это весьма проблематично, они всегда идут на приличной высоте. Когда кормовые поля находились не более чем в километре от ночлежного болота, мне неоднократно случалось наблюдать следующую картину. Шалаш я всегда устраиваю так, чтобы лицом сидеть к болоту именно для того, чтобы не прозевать разведчиков. После 8 часов утра над болотом в небо поднимались 3–4 гуся. Крупные силуэты птиц хорошо видны на фоне ясного утреннего неба. Молча они летели в сторону облюбованных ими полей. Подлетев, делали один полный круг на высоте не менее 100 метров и тем же путем, каким прилетели, возвращались обратно к болоту. В бинокль я четко видел, как они, не снижаясь, подлетели к самому болоту, и в это момент, как будто по их сигналу, к ним навстречу стали взлетать сотни гусей. Тут же взлетевшие гуси большими табунами, без четкого строя, летят прямо на поля. Делают небольшие круги над полем и по спирали приземляются. Вереница гусиных табунов кажется нескончаемой. Одни гуси уже кормятся, другие подлетают, третьи в пути к полю, четвертые только взлетают с болота. Создается вполне реальное впечатление, что гусь везде и всюду. От тысяч этих величавых и массивных птиц захватывает дух даже у видавшего виды охотника. Такое утро многого стоит. Настало время стрелять!

Исключите всякую поспешность и суету. Спокойно дождитесь, пока гусь подлетит на приемлемую дистанцию. Что это значит? Старики-охотники меня еще в детстве учили: «Если лапы у гуся не видишь, то и ружье не поднимай!»

Также очень важно помнить, что большие размеры гуся сильно скрадывают как реальную дистанцию до него, так и реальную скорость его полета. От того, что я здесь подробно распишу, на какой дистанции, под каким углом какое брать упреждение, толку не будет никакого. Вам поможет только личная практика. Промахи здесь, причем у всех без исключения, настолько часты, что смело можно отнести их в разряд закономерности. Поэтому не расстраивайтесь, с практикой их станет намного меньше.

На одном из охотничьих сайтов в Интернете охотник выставил свое фото с добытым им кабаном, кило так на 40–50. И все бы ничего, если бы не подпись под фото: «Этот кабан добыт мною гусиной картечью!» Вот уж где два абсурда в одном! Кабан картечью и картечь гусиная. Много раз, снимая шкуру с добытого мной кабана, нож с характерным звуком натыкался на эту самую «гусиную картечь», которой только и хватило силы, что пробить шкуру. Некоторые, как в приведенном случае, выживают, но сколько из них после выстрела картечью идет на пищу воронам? Последние годы на гусиной охоте дела обстоят еще хуже. Многие из моих знакомых охотников, кроме как картечью, по гусям ничем не  стреляют. Причем, если ружье МЦ 21 – 12, то первые три патрона – картечь 6,2 мм, два последних – 8,5 мм (9 шт. в заряде). Я уже устал объяснять, что гусь за 50 метров свободно бьется нулевкой как в перо, так и под перо. При грамотно подобранном заряде, под конкретный ствол, для нулевки, а для трех нулей тем паче 60–70 метров вполне допустимая дистанция. За это я отвечаю! В большинстве стран Европы картечь запрещена к применению. К примеру, в Италии ее лет 15 назад запретили. Этот запрет я считаю вполне обоснованным. Самый страшный бич на гусиной охоте не упомянутые ранее «бродячие охотники», а «зенитчики с картечью»! По подлетевшей на 100–130 метров стае гусей открывается непрерывный и зачастую перекрестный огонь, не давая птицам зайти на второй круг. Результат: выпущены в воздух сотни патронов; жуткой несмолкаемой канонадой разогнан гусь; подранки, расправив крылья, спланировали за 400–500 метров и приземлились в густом кустарнике (искать которых никто не идет, потому как бессмысленно); и на два десятка «стрелков-зенитчиков» всего 3–4 трофея. Вам нужна такая охота?! Много раз мне приходилось обходить шалаши и внушать в них сидящим, чтобы дали гусям зайти на второй круг.

Невзирая на всякого рода неприятности, вернемся к нормальной охоте. Если охотники, поставившие шалаши мне не известны, я поступаю таким образом. Не влезая в гущу предстоящих событий, свой шалаш ставлю в значительном отдалении, но ближе к тому месту, где ночует гусь (чтобы лет его прошел через меня). Если по расположению кормового поля это невозможно, отхожу в сторону метров на 500 к ближайшей луже и там ставлю шалаш. Манок и корпус все равно сделают свое дело. Но самый идеальный вариант – своей старой командой занять одно из кормовых полей раньше других, поставив там шалаши. Здесь главное быть уверенным в своих соседях, и охота пойдет как по маслу. Гуси на кормовые поля летят на высоте от 150 до 200 метров. Если стая маленькая, они, услышав манок и увидев корпус, начинают снижаться до высоты 70–80 метров. Далее могут пойти мимо, но чаще всего делают небольшой круг со снижением и летят уже на высоте 30–40 метров. Если нет желания посадить стаю, можно вставать и стрелять.

Большая стая, голов на 150 и больше, ведет себя иначе. Услышав манок, они заворачивают и идут на него, но не меняя высоты. Поровнявшись с шалашом, стая начинает описывать круг за кругом, очень медленно снижаясь. Были случаи, когда, долетев до шалаша, стая рассыпалась, и гуси начинали беспорядочно кружиться. В любом случае посадить большую стаю очень сложно. Они просматривают все и со всех сторон и, заметив малейший подвох, издав тревожные крики, резко набирают высоту и уходят. Но, как чаще всего случается, взлетевшая с болота громадная стая на подлете к кормовому полю рассыпается на множество мелких стаек (видимо, разбившись по выводкам), каждая из которых начинает вести себя самостоятельно. Особой осторожностью стайки по 10–15 гусей не отличаются. Сделав два или три кружочка, сразу же садятся. На втором круге они уже на высоте 30–40 метров – самое то, что надо для выстрела. На такой высоте гусь уже уверенно бьется дробью № 3. Если поблизости нет незнакомых охотников, от которых неизвестно чего ждать, в стволах у меня всегда № 2 и № 0. После первого выстрела на 30 метров остальные гуси резко набирают высоту, пока выцеливаешь второго, хоть и прошло всего 3–4 секунды между выстрелами, они уже на высоте 50 метров, а то и выше. Но второй выстрел нулевкой шанса очередной цели не оставляет. У меня 16 калибр, согласованная дробь № 2; 0; 000. Патроны с дробью № 000 беру с собой только в том случае, если шалаши расставлены по всем окрестностям и уединиться не представляется возможным. Но при любых раскладах далее 70 метров не стреляю.

По поводу численности стай, я думаю, многим это будет интересно. Еще в детстве, классе в девятом, погожим весенним вечером мать с улицы мне крикнула: «Быстрей иди сюда!» Я выбежал на улицу. Солнце только что ушло за горизонт, и на чистом темнеющем небе я увидел ровную длинную полосу гусей, в левую сторону от которой отходило множество ответвлений, в каждом было по 50–70 гусей. Этот строй напоминал половинку елочки. Удивило меня то, что головная часть этого строя уже приближалась к горизонту, а конца его не было видно! Мне казалось, что я вижу полосу из диких гусей, протянувшуюся с одного конца света до другого. Лет этой четко ровной полосы с несколькими сотнями ответвлений длился где-то минут 20, и сколько тысяч гусей за это время пролетело, я даже предположить не могу. Картина тысяч летящих с голосом гусей, подсвеченных снизу перевалившим за горизонт солнцем, на фоне темнеющего синего неба, оставила в моей памяти неизгладимое впечатление. Высота полета была 120–150 метров. Гуси шли по направлению на северо-восток. Нигде и никогда ничего подобного я больше в своей жизни не видел.

В конце своего повествования считаю нужным уточнить: все описанное мною приемлемо только для двух пород из гусиной семьи – белолобого и гуменника. Серый гусь – это совсем другая история, в которой для меня еще много белых пятен. Наверняка знаю, что среди читающих эту статью охотников есть маститые корифеи, владеющие всеми тонкостями охоты на серого гуся. От всей нашей славной охотничьей семьи и от себя лично покорнейше прошу таковых поделиться своим опытом. Особое внимание прошу уделить освещению стратегии и тактики этой охоты во время пролета птицами средней полосы России – Смоленской, Московской, Рязанской и соседних с ними областей. Если же у вас накопились факты, противоречащие старым догмам, не стесняйтесь разрушить устаревшие каноны! Впрочем, одну из древних догм я убедительно призываю оставить нерушимой: «если тебе представился шанс сделать добро или помочь кому-то – не упускай его!» С нетерпением ждем информации.

Друзья мои! То, что человеку очень тяжело расстаться со своими привычками, мне хорошо известно. Значительная часть охотников, прочитавших эту статью, будет охотиться так же, как и раньше, махнув на нее рукой. Это их право. Многие стереотипы, утверждавшиеся годами, здесь в одночасье разрушены, а такое нелегко принимается – нужно время! Тех же, кто серьезно задумался над содержанием этой статьи, прошу поверить: все, что вы здесь прочитали, не фантазия и даже не логически выстроенная гипотеза. Это плоды многолетней практики, это уже факты! Всем, кто не привык «катать квадратное и таскать круглое», равно как и всем остальным, советую: «Внедряйте в свою практику и пользуйтесь без стеснения!» Рад служить охотничьему братству.
Вроде бы ничего из основного в этой охоте мной не пропущено и в доступной форме освещено. А впрочем, нет, о главном я как раз и не сказал. Самое главное в этой, как и в любой другой, охоте, конечно же, удача! Именно удачи от всего сердца я и хочу вам всем пожелать

Добавить комментарий